Дистанційне навчання 10 клас


АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
Тема. Итоговая контрольная работа
1. Answer the questions. ( 3 б.)

1       Do you wake up at 7 am?   
2       Do you play computer games in the morning?
3       Do you study every afternoon?  
4       Do you have time to watch TV?

2. Поставьте  нужные по смыслу слова (4 б.)

Complete the invitation.

Вoy: Hi, … . Are you coming to the Class Party ?

Girl : When is the party?
Вoy : Let me look at the invitation. It’s on … , Мay .
Girl : What time?
Вoy : It’s at half past … . We want you to bring juice and a present.
Girl :  I can’t come. I have a music show on Wednesday.
Вoy : Oh, no! See you at … tomorrow. Bye.
Girl : Bye.
(wednesday, girl20,  six, school)
3. Соотнести  слова и перевод слов (3 б.)
Например:  salad - салат 

salad
cocoa
hamburger 
yoghurt
candy
ham
ветчина
гамбургер
какао
конфета
салат 
йогурт

Тема : ПУТЕШЕСТВИЯ (14.05)
1. Посмотреть обучающий видеоролик с субтитрами. https://www.youtube.com/watch?v=dk8zDjQT0aE
2. Повторить выученный  материал  https://www.youtube.com/watch?v=K6DSMZ8b3LE
3. Закрепите свои знания  https://learningapps.org/3062896

Тема : МАГАЗИНЫ (23.04, 27.04)
1.Посмотреть презентацию, повторить изученные фразы .https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2013/05/30/shopping_microsoft_office_powerpoint.pptx
2. Выполнить упражнение https://learningapps.org/1364543

ТЕМА:ПОКУПКИ ( 09.04,16.04)
1. Посмотреть обучающий видеоролик с субтитрами. Повторить выученный словарь https://infourok.ru/prezentaciya-po-angliyskomu-yaziku-na-temu-pokupki-klass-2346553.html
2. Выполните задание https://learningapps.org/1364543

ТЕМА:ВИДЫ ПИЩИ (26.03, 06.04)
1. Посмотреть обучающий видеоролик с субтитрами. Заучить фразы
https://www.youtube.com/watch?v=SLXmbOBQUSg
2. Выполнить упражнение https://learningapps.org/706683

Тема:ПИЩА. ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ (19.03, 23.03) 
1. Посмотреть обучающий видеоролик с субтитрами. Повторить выученный словарь
https://www.youtube.com/watch?v=LN0yBE5QF2g
2.Закрепите свои знания при выполнении ребуса https://learningapps.org/6107004



РУССКИЙ ЯЗЫК
Тема: Итоговая контрольная работа (19.05)

https://docs.google.com/forms/d/1UxgC85FJ-j9CpILWkYY7_F2ouI3VeC5b3Nj7uRzKEWg/edit

Тема:Предложения с вводными словами (20.04)
1. Посмотреть обучающий видеоролик с субтитрами. Повторить правила.
  https://www.youtube.com/watch?v=9OBSx_B0_Ec
2.Посмотреть презентацию. https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-na-temu-vvodnie-slova-klass-1285552.html
2.Выполнить задание.
Упражнение № 1.
Вводные слова выделите запятыми, укажите их значения. Слова, похожие на них, подчеркните как члены предложения, укажите, какими частями речи они являются.
1. К несчастью моему никто не остался равнодушным.
К несчастью проливные дожди затопили окрестные поля.
2. Поход наш верно продлится ещё несколько дней.
Я верно решил все задачи в контрольной работе.
3. Удостоверение действительно до конца года.
Я действительно этого не знал.
4. Эта книга кажется мне интересной.
Путешественники кажется сбились с дороги.
5. Вчера я должно быть слегка простудился.

Восстановление домов должно быть закончено до холодов.
Упражнение №2.
В каком предложении слово однако является вводным и выделяется запятыми? Запятые в предложениях не проставлены.
1) Трудно поверить что изба построена без единого гвоздя
однако это так.
2) Письмо написано корявым почерком однако без ошибок.
3) Каждый день небо заволакивало тучами дождь однако так и
не пошёл.
4) Работа над проектом идёт однако до конца ещё далеко.

Тема: Основные случаи дефисных написаний (15.04) 
1. Посмотреть презентацию. Повторить правила.
http://www.myshared.ru/slide/785190/

2.Выполнить задание.
Упражнение № 1.
Объясните написание следующих сложных слов:
автотранспорт, пресс-клише, полуоборот, пол-одиннадцатого, псевдокислота, полуавтомат, пол-Азии, электропроигрыватель, блок-система, вице-премьер, супермаркет, интернет-кафе.
Упражнение №2.
Перепишите, раскрывая скобки:
1. Увлечение (мото) (вело) спортом, получить (радио) грамму, заниматься (аэро) (фото) съёмкой; боевой (вице) адмирал, провести (пресс) конференцию, интервью (вице) президента, (экс) чемпион.
2.Об...ехать (пол) мира, быть (пол) года в экспедиции, встать (пол) восьмого, обойти (пол) города, с..есть (пол) апельсина, скосить (пол) луга, отрезать (пол) метра ткани, откусить (пол) яблока, (пол) жизни провести в (пут..)шествиях, опоздать на (пол) минуты, возвратиться (пол) одиннадцатого, отстать на (пол) очка, уч…ствовать в (полу) финале, пробежать (пол) дистанции, перегородить (пол) улицы.




Тема: Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи (08.04)
1. Посмотреть презентацию. Повторить правила.
https://docs.google.com/viewerng/viewer?url=https://nsportal.ru/sites/default/files/2018/02/05/pravopisanie_ne_i_ni_s_raznymi_chastyami_rechi.ppt
2.Выполнить задание.
Упражнение 1
Раскройте скобки.
(Не)готов, (не)рад, (не)должен, (не)виноват, (не)согласен, (не)намерен, (не)чужд, (не)нужно, (не)похоже, (не)раз, (не)забудка, (не)льзя, (не)лепый, (не)победимый, (не)постижимый, (не)ряха, (не)ярче, (не)хуже, (не)лучше, (не)легче, (не)глупее.
Упражнение 2
Напишите не с глаголами слитно или раздельно.

Не: _рвется, _здоровится, _взлюбить, _понять, _удостоить, _улыбнуться, _истовствовать, _избежать, _поладить, _смолчать, _желать. 
Он не договорил – ты чего-то _договариваешь; ему _достает упорства – малыш _достает до окна; _доучли всех мелочей – ты _доучил стихотворение до конца; представление _досмотрели до конца – няня _досмотрела за воспитанником; книгу _дочитали, суп _доварили и _досолили; _догадаться сделать; _доказать теорему; _дошили; _добрать баллов; _допущены до конкурса; _допросишься сходить в магазин; жить, _доедая и _досыпая; _достать лекарства; песня _допета.
3. Выполнить ребус https://learningapps.org/6350038


Тема:  Повторение. МОРФОЛОГИЯ.
БУКВЫ Н И НН В СУФФИКСАХ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ,
ПРИЧАСТИЙ И НАРЕЧИЙ 
(24.03, 07.04) 

ЗАДАНИЕ.  Повторить правила написания  Н И НН
ПОВТОРИТЬ ПРАВИЛА
В прилагательных пиши:
-Н
1) Если слова имеют значение  : сделанный из...”и суффиксы: -ан, -ян, -ин. Например: куриный, кирпичный.
НО! Оловянный, деревянный, стеклянный.
2) Основа на...н + н даёт –НН. Например: Туман + н = туманный. Сон + н = сонный.
3) В отглагольных прилагательных. Например: Печь- печеный (картофель).

-НН
1) Слова, образованные от существительных при помощи суффиксов – енн, -онн
соломенный, станционный НО! Ветреный
У причастий пиши:
-НН
1) Если есть приставка (кроме не-) освещенный.
2) Если есть зависимое слово. Например:  сорванной (ветром).
3) Если слово образовано от глагола совершенного вида : рассказанная, купленная.
4) Если слова образованы при помощи суффиксов – ова, - ева:
маринованный, выкорчеванный.
НО! Кованый, жеваный
1) В краткой форме причастий:
- Если есть суффикс - ен -: куплены, посажена.
- Если есть суффикс –н-: прочитана, вырезано, засеяно, повеяно.
2) в причастиях несовершенного вида: Раненый (солдат).

Правописание -Н- и -НН- в наречиях
Пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы.
Объяснял путано (проверочное слово: путаный). Говорил торжественно (проверочное слово:торжественный).

Отличай наречие от краткого причастия!

2. Посмотреть видеоролик с субтитрами https://www.youtube.com/watch?v=SmlLKcQB-wU

3.Выполнить упражнения
Упражнение № 1
Задание: в предложениях выделенные существительные замените прилагательными с –н- или –нн-.
Например: Кашу полили жиром гуся.-Кашу полили гусиным жиром.

Масленку наполнили маслом для машины. Ребенку дали кашу из пшена. Невдалеке раздавалось кряканье утки. Меня разбудило чириканье воробья. По степи раздавался топот лошади. В книге лежало перо петуха. Это была песня лебедя. Этот камень в народе называют «глаз сокола». Наташа нашла камешек, который называется «бог кур». В ушах переливались серьги из серебра.

Упражнение № 2
Задание: поставьте правильно пропущенные буквы.
1. Тума..ый, племе..ой, соломе..ый, ветре..ый.
2. Деревя..ый, оловя..ый, стекля..ый, торфя..ой.
3. Козли..ый, тополи..ый, маши..ый, лебеди..ый.
4. Ю..ый, сви..ой, багря..ый, карти..ая.
5. Торжестве..ая, искусстве..ые, провокацио..ый, румя..ый.
6. Осе..ий, весе..ий, дли..ый, мыши..ый.

Упражнение № 3
Задание: поставьте правильно пропущенные буквы –Н- или –НН-.
На рыбалке
В ра..ем возрасте отец впервые взял меня на весе..ий тетереви..ый ток. В ночной предутре..ей темноте мы шли через заросшие кустарником луга и перелески.
Первые охотничьи вылазки научили меня видеть и слышать. В заросшем осокою и кувшинками пруду я наблюдал ути..ые выводки, видел, как плавают маленькие пушистые утята. В пруду было много всякой рыбы. По утрам с удочкой в руках я сидел на песча..ом берегу и следил за сделанным из гуси..ого пера маленьким поплавком. Было приятно вытаскивать из воды небольших золотистых карасей, красноперых плотичек, толстоспи..ых серебря..ых головлей. Потом мы отбирали крупную рыбу, мелочь бросали в полотня..ую сумку. На костре варили уху. Усевшись в тени на берегу, хлебали ее деревя...ыми ложками. Удивительно вкусна, душиста рыбачья уха из свежей рыбы!


Тема.  Повторение. Орфография.

 Употребление букв Э и Е (18.03)

ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
1. ПРОЧТИТЕ И ПОВТОРИТЕ ВЫУЧЕННЫЙ РАНЕЕ МАТЕРИАЛ.

1.В начале слов буквы э и е пишутся в соответствии с произношением.

Например : экспорт , эллипсис , этот, Ева, еда, егерь.

2.После И, а также после согласных пишется буква е, например: гигиена, кашне,стенд.

Исключения: иноязычные слова мэр, сэр  Й некоторые собственные имена (Улан-Удэ).        

3. После остальных гласных чаще пишется э, например: поэзия, силуэт,маэстро. В отдельных словах употребляется буква е, например, проект, реестр.

2. ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ
Упражнение № 1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы, правильно поставьте ударение.

Составить сх….му, цвета сп...ктра, ...герский костюм древний …пос , великая ...поха, широко...кранный фильм, забавный …пизод, дитическая столовая, личная гиги...на, лежать под. т…нтом , последняя   мод...ль,длинный тунн...ль, вражеская   …скадра, прекрасное шосс..., картофельное пюр…, горячий коф…, новая т...ма, опасный инцид...нт, медленная ...волюция, плавательный басс...йн, краеведческий муз...й,  тёмный силу...т, шить пальто в ат...лье.

Упражнение №2
Перепишите предложения, найдите и подчеркните заимствованные слова с употреблением буквы Е .

Как денди лондонский одет.
Память моя - точно музей редких откровений.
Офицер! Везде будь стойким.
Они выпросили у городского совета дом с мезонином и открыли  ательє.
Она приходит ко мне опрятная, пахнущая цветочным одеколоном.
Теннис - отличная игра.
К стволу дерева была прибита фанерная дощечка.

3. Посмотреть презентацию, выполнить задания на самопроверку (устно)  




Тема: Повторение. ФОНЕТИКА.(17.03) 
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
1. ПРОЧТИТЕ И ПОВТОРИТЕ ВЫУЧЕННЫЙ РАНЕЕ МАТЕРИАЛ.



Вопросы
Записать в тетрадь и повторить

В название какого раздела науки о языке входит часть слов телефон, магнитофон, микрофон?
Фонетика.

Что изучает фонетика
Звуки речи.

Звуки, при образовании которых воздушная струя проходит через рот без препятствий.
Гласные звуки.

При образовании этих звуков воздушная струя проходит через рот, преодолевая различные препятствия.
Согласные звуки.



Сколько гласных звуков в русском языке?
6 (а, о, э, и, ы, у).
 Буквы е, ё, ю, я звуками не являются. Это гласные буквы.

Гласные звуки делятся на….

-ударные
-безударные

Сколько согласных звуков в русском языке?
36


Согласные звуки делятся на…
-звонкие/глухие
-твердые/мягкие


2. Посмотреть презентацию http://www.myshared.ru/slide/433746/

3. Выполнить задания:

Задание 1. Какими звуками и буквами различаются следующие пары слов?
Вол – вёл, плоты – плоды, супы – зубы, лук – люк, мол – мель.
Задание 2. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию следующих слов.
Лён, лей, люк, ток, шёл, шей, лёд
Задание 3. Запишите транскрипцию следующих слов, распределяя их по трем столбцам.
Количество букв и звуков в слове совпадает
Звуков в слове больше, чем букв
Звуков в слове меньше, чем букв

Кость, въезд, её, ёжик, женитьба, есть, короед, мозг, молоко, отбросил, подружиться, подсчет, приют, сбежал, ферзь, соевый, рушится, целиком, шведский, ясно, широкая.



РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема № 6 (19.05)
 Повторение 

1. Выполнить тест на повторение  https://learningapps.org/5486383

2.Поупражняйтесь в расширении своего словаря  https://learningapps.org/8027621


Тема № 5 (12.05) 
Итоговая контрольная работа


            Однажды мама пошла за земляникой и взяла меня с собой. День был солнечный и жаркий. Но только мы подошли к лесу, вдруг набежала синяя тучка, из нее посыпался частый крупный дождь. А солнце все продолжало светить. Дождевые капли падали на землю, тяжело шлепались о листья. Они  повисали на траве, на ветвях деревьев, и в каждой капле отражалось, играло солнце.
            Не успели мы с мамой стать под дерево, как солнечный дождик закончился. Через все небо разноцветной дугой протянулась радуга. От нагретой солнцем земли после дождя шел легкий пар. В воздухе пахло цветами, медом, земляникой.

            Вопросы:
1.      Озаглавьте текст.
2.      Составьте план.
3.      Дайте ответы на вопросы
а). Кто пошел в лес?
б). Каким был день?
в). Что произошло с погодой?
г). Каким был летний дождь?
д). Что изменилось в природе после дождя?
4.      Придумайте предложение со словом радуга.

Словарь: набежала, шлепались, повисали, закончился, солнечный.


Тема № 4 (28.04, 05.05)
 Сжатое изложение текста на морально-этическую тему " Психологическая зависимость  от гаджетов"
Почему все же не стоит полностью изолировать ребенка от современных гаджетов?
1. Прочитать текст.

                                                             СМАРТФОН -  ЭТО ЗАВИСИМОСТЬ?

      Технологии входят в нашу жизнь, и ограждаться от них детям и взрослым может быть опасно для их развития и адаптации к цифровому обществу.
     Современные дети не представляют жизнь без гаджета. По данным исследования Института Современных Медиа к десяти годам 9 из 10 детей имеют смартфон и доступ к интернету. Играть же в планшете или телефоне большинство начинают еще до 5 лет. У взрослых уже нет мыслей оградить школьников от гаджетов, нужно только научить ими правильно пользоваться. Что говорят детские психологи и школьные педагоги о том, где заканчивается свобода виртуального пространства и начинается компьютерная зависимость? Дети могут стать рабами гаджетов. Т.е. полностью от них зависимы. Какие бывают виды зависимости?
- Первая  причина зависимости : детям  кажется, что они занимаются чем-то полезным, обретают знания, познают мир, но зачастую эта информация оказывается бесполезной: картинки и посты про чужую жизнь не заменяют личного опыта.
-         Второй вид зависимости — сетевая — это социальные сети.
-         Третья причина : игровая — компьютерные игры.      
    Многие  школьники воспринимают смартфоны и компьютеры исключительно как игрушку. Это ошибочное мнение.
 Ребята! Вам  нужно научится использовать гаджеты для поиска информации и обучения, а не искать место, куда хочется совершить побег от реальности.
    Давайте получать положительные эмоции и впечатления вне виртуального мира в телефонах, а от прогулок на природе, музеев, аттракционов, концертов, спорта, курсов. Находить такие интересные увлечения, чтобы виртуальный мир стал блеклым и скучным. Отдельный вид совместного досуга — игра. В таких играх как футбол, теннис, волейбол , баскетбол, разных видах борьбы, туризме  вы будете осваивать новые навыки, получать знания, добиваться побед и достойно принимать поражения, научитесь  справляться с разными жизненными ситуациями,.
Ребята , если вы проводите слишком много времени за компьютером, то прочтите следующие советы!
 Советы такие: ограничить время перед экраном до трех часов в день. Исключить любое употребление пищи около гаджета. Чаще заниматься спортом и гулять на свежем воздухе!
ЗАДАНИЕ:
1. Составить план.
2. Выбрать опорные словосочетания.
3. Написать сжатое (короткое) изложение.
4..Прочитать статью  http://www.edutainme.ru/post/kompiuternaya-zavisimost/
5.Составить свои правила пользования гаджетами.

Тема № 3 (14.04, 21.04) 
Сочинение - рассуждение 
" Как выбрать себе будущую профессию".
 1.Пройти тест на профориентацию https://testometrika.com/blog/we-pass-the-test-for-career-guidance/
2. Составить план для написания сочинения.
3. Написать сочинение.



Тема № 2 (24.03, 07.04)
 Деловые бумаги. Объявление.

1. Изучить правила написания объявления.https://weleno.com/stati/87-efektivnye-obyavleniya/114-pravilnoe-obyavlenie-ob-uslugah

2. Посмотрерть образцы объявленийhttps://www.google.com/search?q=%D0%BA%D0%B0%D0%BA+%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1

3.Написать объявление.


Тема № 1 (17.03) 
Диалог полемического характера по материалам прочитанного произведения.Обсуждение произведения Н. М. Карамзина "Бедная Лиза.
1. Посмотреть видеоролик https://www.kino-teatr.ru/mult/movie/sov/95495/online/
2. Повторить содержание произведения https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/bednaya-liza.html
3. Подобрать вопросы, опираясь на тестовик.https://obrazovaka.ru/test/bednaya-liza-s-otvetami-9-klass-po-povesti-karamzina.html
ОЦЕНКА: Каждый правильно подобраный  вопрос и ответ оцениваются в 2 б.



ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
10 КЛАСС

Тема 18 (21.05)
 Повторение изученного материала.
КОНКУРС "ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭРУДИТ"
1. Разгадывание кроссворда " Творчество А.С. Пушкина"
https://yauchitel.ru/load/konkurs_quot_pedagogicheskij_krossvord_quot/osnovnoe_i_srednee_polnoe_obrazovanie/krossvord_zhizn_i_tvorchestvo_a_s_pushkina_9_klass/218-1-0-7195
2..Викторина по произведению И.С. Тургенева "Ася"   https://refdb.ru/look/2941984.html
3. Ребус на повторение https://learningapps.org/7553348

Тема 17 (18.05)
 ИТОГОВАЯ контрольная работа  
Сочинение "Красота человеческой души в литературных произведениях конца ХIХ века."
 Ориентировочный план для сочинения. Например, если выбрана тема " Красота человеческой души М.Ю. Лермонтова"
План
1. Кто главный герой вашего сочинения?
2. Почему думаете, что именно его можно считать человеком с красивой душой?
3.Чем он отличается от других писателей того времени?
4. Что особенного есть в его стихах?
5. Чтобы вы взяли из его характера для себя?
6. Какое произведение посоветовали обязательно прочитать друзьям?


Тема 16 (14.05)
И.С. Тургенев " АСЯ".
Образ главной героини.
1. Прочитать произведение.https://obrazovaka.ru/books/turgenev/asya
2. Посмотреть фильм.https://www.ivi.ru/watch/15102
3. Просмотреть учебный видеоролик с субтитрами.https://www.youtube.com/watch?v=llcAWhAi8bU
4. Прочитать опорный конспект.https://obrazovaka.ru/sochinenie/asya/glavnye-geroi-harakteristika.html
4. Выполнить задание на повторение материала.https://obrazovaka.ru/test/asya-s-otvetami-po-povesti-turgeneva.html

Тема 15 (11.05) 
Самостоятельная работа
Тестирование по стихотворению "Смерть поэта"

1. Пройти тестирование  https://obrazovaka.ru/test/po-stihotvoreniyu-smert-poeta-lermontova.html

Тема 14 (09.05) 
Стихотворение "Тучи". 
Мысли и чувства лирического героя.
1. Прочитать стихотворение.https://ilibrary.ru/text/1015/p.1/index.html
2. Посмотреть презентацию. http://www.myshared.ru/slide/1379591/
3. Посмотреть учебный видеоролик с субтитрами https://www.youtube.com/watch?v=ic8V0P-D9I0

Тема 13 (04.05) 
 "Смерть поэта".
Основные мотивы  лирики М.Ю. Лермонтова.

                                                                     
1. Прочитать стихотворение https://ilibrary.ru/text/990/p.1/index.html
2. Просмотреть видеоролик с субтитрами https://www.youtube.com/watch?v=iu4SXhK5Ip8
3. Прочитать опорный конспект.https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/smert-poeta.html
4. Выучить отрывок наизусть.


Тема 12 (30.04)
М.Ю. Лермонтов.Творческое наследие.

1. Прочитать опорный конспект https://um.mos.ru/personalities/lermontov/                                          
2. Посмотреть презентацию http://www.myshared.ru/slide/154439/
3. Записать опорные фразы и важные даты из биографии.

Тема 11 (27.04)
Внеклассное чтение.
В.Скотт "АЙВЕНГО"

1. Прочитать произведение.https://obrazovaka.ru/books/skott/ayvengo
2. Прочитать опорный конспект.https://studfile.net/preview/5750185/page:23/
3. Просмотреть презентацию.  
4.Посмотреть фильм "Айвенго".https://www.youtube.com/watch?v=mhIrpCicGd0
Фильм "Айвенго" с субтитрами https://www.youtube.com/watch?v=bdT_mvXhz_U
4. Пройти тест  по произведению В. Скотта «Айвенго» https://obrazovaka.ru/test/ayvengo-s-otvetami-online.html


Тема 10. (23.04)
 Изобразительно-выразительные средства в передаче чувств лирического героя
Лирическая   поэзия А.С. Пушкина. Анализ стихотворения «На холмах Грузии» А.С.Пушкина. 1829 г.


Любви все возрасты покорны,
Ее порывы благотворны...
А. С. Пушкин
“Любви все возрасты покорны, её порывы благотворны”, – утверждал А.С.Пушкин.
- Как вы понимаете эти строки?
Независимо от возраста человека чувство любви может овладеть сердцем и душой.
Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому – любовь. Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.
Понятие “любовь” многозначно. Это:
1.Чувство глубокой привязанности к кому , чему – либо.
2.Чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола.
3.Внутреннее стремление, влечение, склонность, тяготение к чему- либо.

«Любовь – чувство самоотверженной, сердечной привязанности».
Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? 
                                              ЛЮБОВЬ:
1. Поступки, слова, выражающие нежные чувства – НЕЖНОСТЬ
2.Слезы радости, грусть – слезы, ГРУСТЬ
3.Мучительное сомнение в чьей-либо верности, любви. - РЕВНОСТЬ
4.Жертвование собой во имя кого-либо – САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ,
5. Жизнь, наполненная смыслом.
6..Верность
7. Забота
8. Романтика.

                              Для Пушкина была формула:
                            Любовь + жизнь = Пушкин
Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина.

НАША ПОИСКОВАЯ ЦЕЛЬ: Кому посвящены стихи Пушкина о любви, как в стихотворениях раскрываются светлые и нежные чувства к женщинам, как надо читать лирику Пушкина, что такое любовь?

Проблемная ситуация: В конце прочитаного конспекта  вам предстоит закончить начатую фразу «Любовь для Пушкина – это…»

Любовь для Пушкина― предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживаний, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии.

1 –вая любовь А.С. Пушкина : Мария Раевская (Волконская).
Исторические события:
6 мая 1820 г. по приказу царя А. С. Пушкин был выслан из столицы и направлен для несения службы на юг.
Мария Николаевна Волконская - дочь прославленного героя войны 1812 г. генерала Н. Н. Раевского, внучка М. В. Ломоносова, жена декабриста, одна из одиннадцати жён, последовавших за мужьями в Сибирь. Провела там вместе с мужем 30 лет.
В семье генерала Н. Н. Раевского, с которым Пушкин провел первые месяцы южной ссылки, было четыре дочери, Мария - третья. Многие стихи из южной лирики поэта  связывают с сестрами Раевскими. Это не лишено оснований, ибо именно в этот период лирика Пушкина была откровенно автобиографична. Героиней  популярной легенды об "утаенной любви" Пушкина стала Мария Раевская .
Последним стихотворением, которое, по мнению исследователей, связано с Марией Раевской, является элегия "На холмах Грузии..." . Эта элегия была написана во время второй поездки Пушкина на Кавказ и, как считалось, навеяна воспоминаниями о первом путешествии на юг в 1820 году.  
                            «На холмах Грузии» 

На холмах Грузии лежит ночная мгла;
            Шумит Арагва предо мною.
Мне грустно и легко; печаль моя светла;
          Печаль моя полна тобою;
Тобой, одной тобой…Унынья моего
        Ничто не мучит, не тревожит,
И сердце вновь горит и любит― оттого,  
       Что не любить оно не может.  
                                           1829г.
Анализ стихотворения
Это стихотворение является примером удивительной простоты и ясности. По словам Гоголя «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё.
-Что значит «нет наружного блеска»?
(Использовано очень мало выразительных средств: ярких эпитетов, красивых метафор)
-Всего 8 строк(2 четверостишия) Но каких! оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли.Написано в жанре: элегия. В стихотворении поэт передаёт свои внешние и внутренние чувства. Пушкин описывает тёмную южную ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе. Автор использует мелодичность и напевность стиха.Автор паралельно передаёт противоположные чувства: грустно и легко…«печаль моя светла», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», Сердце… любит оттого, что не любить оно не может».

ВЫВОД 1 -Что для Пушкина любовь в этом стихотворении «На холмах Грузии»? Любовь-  это источник света.
 Задание 
 1.Ответить на вопросы:
-Каково основное настроение стихотворения?
-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость?
-Как построено стихотворение? Какова его композиция?
-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:


2.Закончить начатую фразу «Любовь для Пушкина – это…»

Тема 9. (20.04)

Александр Пушкин.Стихотворение " Я вас любил"...Воплощение образа лирического героя.

                                                                    Каков я прежде был, таков и ныне я: Беспечный, влюбчивый…

1. Прочитать стихотворение.https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-ya-vas-lyubil-lyubov-eshhe-byt-mozhet/
2. Прочитать опорный конспект.https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-ya-vas-lyubil-lyubov-eshhe-byt-mozhet/
3. Просмотреть презентацию.  
http://www.myshared.ru/slide/101105/

4. Дать ответы на вопросы:
 - В каком году было написано стихотворение?
 -Кому  было посвящено произведение?
 - О чём говорит многократное повторение фразы "Я Вас любил..."?
 -В чём главное достоинство этого произведения?

Тема 8 ( 16.04)
 Мотивы пушкинской лирики. Стихотворение "Деревня"

Стихотворение «Деревня»
(1819г.)

Задание:
1. Прочитать стихотворение  https://rustih.ru/aleksandr-pushkin-derevnya/
2. Посмотреть презентацию  https://www.slideshare.net/varezhka21/ss-83330283

История создания – над стихотворением поэт начал работать в 1819 г. в Михайловском, а завершил его в Петербурге. Опубликовали деревню лишь в 1826 г. под названием «Уединение».
Тема стихотворения – красота деревенской природы и угнетение народа.
Композиция – Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который делится на две части, контрастные по настроению: обращение к сельской природе, рассказ о бесправии крестьян. Стихотворение состоит из пяти строф с разным количеством строк.
Жанр – послание с элементами элегии.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, в произведении использованы все виды рифмовки.
Метафоры«приют спокойствия, трудов и вдохновенья» (о деревне), «лоно счастья и забвенья», «мельницы крылаты», «барство… присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца».
Эпитеты«роскошные пиры», «темный сад», «душистые скирды», «лазурные равнины», «нивы полосаты», «уединенье величавое», «прихоть бесчувственная».

Подробнее: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/pushkin/derevnya.html
Задание:
1. Дать ответы на вопросы:
  • Какова главная тема этого стихотворения?
  • Какова особенность построения этого стихотворения?
  • О чем мечтает поэт в этом стихотворении (подтвердить текстом).
  • Как вы можете прокомментировать эти строки?

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
А.С. Пушкин


Тема 7. (13.04) 
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество

                                                                            Сказки А. С. Пушкина                                                                            
1.ПРОЧИТАТЬ ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ
                                А.С. ПУШКИН
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая 1799 г. отец поэта, отставной майор Сергей Львович Пушкин, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Мать, Надежда Осиповна, была внучкой негра Ибрагима Ганнибала, что служил при дворе царя Петра 1.
                                   «Детство и семья»
     По некоторым свидетельствам, в раннем детстве поэт почти не говорил по-русски. Его первыми учителями русского языка были бабушка Марья Алексеевна, великолепно владевшая русской речью; няня Арина Родионовна, сказочница и певунья; дядька Никита Козлов, прошедший с Пушкиным весь его жизненный путь.
      В 1811 г. Пушкин поступил в только что открывшийся Царскосельский лицей. Педагоги лицея поощряли литературное творчество. Пушкин начал писать стихи с 13 лет. Царскосельский лицей  запомнился Пушкину и патриотическим подъемом 1812 г., и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтами, и началом eго поэтической славы.
                                         «Петербург»
После лицея Пушкин в августе 1817 г. вернулся в Петербург и поселился с родителями па окраине столицы. Служил в Коллегии иностранных дел. Пушкин с увлечением отдался поэзии, искусству, политическим пирам, дружеским встречам. Стал посещать кружок «Зеленая лампа». На заседания кружка  обсуждались политические, экономические, социальные вопросы.
      Вольнолюбие с особой силой проявилось в петербургский период в стихотворении «К Чаадаеву» (1818), которое написано в жанре дружеского послания, но вместе с тем наполнено глубоким общественным содержанием.
                                      «Южная ссылка»
За волнолюбивые стихи царь  Александр отправляет Пушкина с  6 мая 1820 г.  в южную ссылку.
В середине мая 1820 г. Пушкин прибыл в Екатеринослав (ныне Днепропетровск). Генерал Инзов встретил его дружелюбно.
На юге Пушкин создал несколько романтических поэм — «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», работал над «Цыганами», которых закончил в Михайловском, начал писать роман в стихах «Евгений Онегин».
                         «Михайловское»
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское. Он увидел запущенную усадьбу, старый дом, где ему предстояло прожить неизвестно сколько времени. В глухой северной деревне поэт почувствовал себя неуютно и подавленно.
Долгие осенние и зимние вечера он коротал с няней Ариной Родионовной, которая рассказывала ему сказки и напевала мелодии русских народных песен.
                                  «После ссылки»
8 сентября 1826 года Пушкин встретился с новым царем Николаем  1. Они договариваются о сотрудничестве, но Пушкин взгляды свои не изменил.
                                 «Болдинская осень»
Весной 1829 г. Пушкин получает согласие на брак с Н.Н.Гончаровой. Летом 1830 г. Поэт приехал в Болдино, чтобы войти во владение имением. Там Пушкин закончил роман «Евгений Онегин», написал «Повести Белкина», «Историю села Горюхина», несколько небольших драматических произведений, названных в одном из его писем «маленькими трагедиями», народно-лирическую драму «Русалка», поэму «Домик в Коломне», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и несколько прекрасных лирических стихотворений.
                                   «В Петербурге»
В ноябре 1830г. Пушкин покинул Болдино. В начале декабря он приехал в Москву, а 18 февраля 1831 г. состоялось венчание его с Натальей Гончаровой. Вскоре вместе с молодой женой он переехал в Петербург.
Поэт по-прежнему полон творческих замыслов. В 1832 г. он начал писать роман «Дубровский», а в 1833 – повесть «Пиковая дама». Тогда же, в 1833 г., он приступает к работе над «Капитанской дочкой» и собирает материал для «Истории Пугачёва».
                                «Последние годы жизни»
1834 г.-  Пушкин был пожалован в камер-юнкеры. Поэт понимал, что царь, приближая его ко двору, преследует определенные цели. Обстоятельства складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина, а народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэт  решился на отчаянный шаг: летом 1834 г. он подал прошение об отставке. В ответ на это ему запретили работать в архивах. Прошение пришлось взять обратно.
Пушкин не знал покоя и в семье. Молодой француз Дантес ,зимой 1836 г.,  стал оказывать его жене Наталье Николаевне явные знаки внимания. Пушкин был взбешен: стал мрачен, молчалив, вид его был угрожающ. Пушкин решил положить всему этому конец. Он  написал гневное и резкое письмо обидчику, в  ответ Дантес вызвал Пушкина на дуэль.
Дуэль состоялась 27 января (8 февраля по новому стилю) 1837 года недалеко от Петербурга. Дантес выстрелил первым. Пушкин упал, но нашёл в себе силы сделать ответный выстрел, достигший цели. По воспоминаниям современника, поэт воскликнул: «Браво!» Однако Дантес был лишь легко ранен: пуля попала в руку, которой Дантес прикрывал грудь. Истекающего кровью Пушкина положили в карету. По дороге домой у него начались сильные боли. Рана оказалась смертельной. 28 января Пушкин простился с женой, детьми и близкими друзьями. В предсмертный час он просил простить своего секунданта. Его последние слова были: «Кончена жизнь». 29 января (10 февраля) 1837 г. в 2 часа 45 минут пополудни Пушкина не стало.
Власти испугались народных восстаний на похоронах поэта и его тайно вывезли из Петербурга. Похоронили Пушкина в семейном склепе в Святогорском монастыре 6 февраля 1837 г. (18 февраля) рядом с могилами деда, бабушки и матери.

Посмотреть презентацию
http://www.myshared.ru/slide/421943/

Задание.1.  На основе прочитанного конспекта, дайте ответы на вопросы.

1.    Когда родился А. С. Пушкин?
2.    В каком городе родился А. С. Пушкин?
3.    В каком учебном заведении учился писатель?
4.    Когда началась южная ссылка Пушкина?
5.    Какие произведения написал поэт в Болдино?
6.    Какое звание дает царь Николай 1 поэту в 1834 г.?
7.    Как звали жену Пушкина?
8.     Где произошла дуэль Пушкина с Дантесом?
9.    Назовите дату смерти поэта.

10 Где похоронен А.С. Пушкин?
2. Выпишите из сжатого конспекта опорные фразы.


Тема 6 ( 09.04)

Контрольный срез по теме " ЛИТЕРАТУРНЫЙ ТАЛАНТ ВЕЛИКОГО САТИРИКА А.С. ГРИБОЕДОВА, ЧТО ПРОЯВИЛСЯ В КОМЕДИИ "ГОРЕ ОТ УМА".



ЗАДАНИЕ : Внимательно прочитать, выбрать правильный ответ.

1. В какой период истории происходят события, описанные

А. С. Грибоедовым  в пьесе «Горе от ума»?

  1.    В 17 веке;
  2.    В 18 веке;
  3.    В 19 веке;
  4.    В 20 веке.
2. Какой основной конфликт пьесы Грибоедова «Горе от ума»?

1.Конфликт между представителями нового поколения дворян и обществом с устаревшими ценностями;

2.Конфликт отцов и детей;
3.Конфликт между долгом перед отечеством и личными интересами;
4.Внутренний конфликт личности, поиск истинного пути.

3. Кто из героев пьесы по сюжету произведения оказались участниками «любовного треугольника»?

  1. Скалозуб, Лиза, Чацкий;
  2. Фамусов, Скалозуб, Лиза.
  3. Софья, Фамусов, Молчалин;
  4. Чацкий, Молчалин, Софья.
4. Почему Лиза была уверена, что у отношений Софьи и Молчалина нет будущего?

  1. Лиза знала, что Софья любит другого;
  2. Лиза считала, что Фамусов не выдаст дочь за небогатого и незнатного человека;
  3. Лиза как-то услышала разговор, что Фамусов собирается выдать дочь за знакомого чиновника;
  4. Молчалин был слишком некрасив для Софьи.

5. Почему Софья готова была утопиться, лишь бы не выходить замуж за Скалозуба?

  1. Потому что Скалозуб был очень некрасив;
  2. Скалозуб был слишком глупый;
  3. Скалозуб был пьяницей;
  4. Скалозуб не умел хорошо одеваться.
6. Что связывало Софью и Чацкого?
  1. Они учились у одного преподавателя музыки;
  2. Чацкий был кузеном Софьи;
  3. Они были друзьями детства;
  4. Софья и Чацкий виделись до описанных в пьесе событий всего раз - на званом вечере.
7. Кому из героев пьесы принадлежат слова: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»?
  1. Фамусову;
  2.  Молчалину;
  3. Скалозубу;
  4. Чацкому.
  
       
Тема 5. (06.04) Актуализация ЗУН
ПЬЕСА А.С.ГРИБОЕДОВА "ГОРЕ ОТ УМА" 


1.Посмотреть кинопостановку пьесы  Грибоедова А.С.«Горе от ума" https://www.youtube.com/watch?v=CcVATTgseQo
2. Подготовиться к итоговой контрольной работе.

Тема 4 (23.04)
Юмор и сатира в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»



                                 План
1.Специфика комедии как жанра.
2.Юмор и сатира в комедии:
А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.
Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.
В) Чацкий как «лицо комическое».
Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.
3.Задание.


1. А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

2. Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.
А) Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.
Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность.
Б) Грибоедов высмеивает нравы московского барства, высмеивает фамусовские  взгляды на карьеру, тупое солдафонство Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда. 
В) Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека.
 Г) «Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.
НАПРИМЕР : «Ах,  злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».
В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

  3. ЗАДАНИЕ:
   1.Посмотреть презентацию

  2. Я привела только несколько примеров цитат, которые стали афоризмами и     широко применяются в речи, подберите и запишите еще по 10 примеров цитат из комедии, что стали поговорками или афоризмами и широко употребляются в русской литературе и разговорной речи.
3. Выписать из сжатого конспекта опорные фразы.

Тема 3 (19.03)
Образ Софьи в пьесе А.С. Грибоедова « Горе от ума»

План 
1.Софья Павловна-дочь своего отца.
2. "Что мне молва: кто хочет — так и судит?"
3. Образ Софьи в комедии Грибоедова неоднозначен.
4. Задания.
    В комедии есть образ, который нельзя полностью отнести к «веку минувшему», но тем не менее он принадлежит фамусовскому обществу. Это—образ Софьи.
   Софья Павловна выросла в типичном московском барском доме. Ее отец — столп московского общества. Он практичен, рачительный хозяин, держит дом В Москве, искренне любит свою дочь и желает ей счастья, но к своей цели он идет любыми путями. А Софья —дочь своего отца: она любит комфорт, но «шляпки и булавки» обременительны для кошелька Фамусова. Героиня умна, целеустремленна, умеет лгать и изворачиваться во имя своей цели. Она обманывает отца, не смея сказать ему о своей любви к Молчалину..
Софья, как и остальные дамы, увлекается чтением сентиментальных французских романов, где описывается «неравная» любовь между прекрасной богатой девушкой и безродным юношей. Именно из книг она почерпнула свой идеал, воплощенный в образе Молчалина.
Все это роднит героиню с другими представительницами московского общества, но, в отличие от них, она способна на глубокие чувства. Ее любовь к Молчалину действительно искренна и сильна настолько, что она готова забыть о предрассудках:
Что мне молва: кто хочет — так и судит.
В Софье нет стремления подняться по социальной лестнице. Она не преклоняется перед чинами. Говоря о Скалозубе:
Он слова умного не выговорил сроду.
Мне все равно, что за него, что в воду.
Героиня отвергает устои «века минувшего»: ей нужен человек, а не только мундир.
Однако Софья не может увидеть в Чацком свой идеал (его резкий ум пугает ее), а видит его в Молчалине, оставаясь поэтому представительницей «века минувшего», а со временем она, возможно, станет копией Натальи Дмитриевны.
Образ Софьи в комедии Грибоедова неоднозначен. В ней есть и хорошее и плохое.
Вся галерея женских образов, выведенных в комедии, нова для литературы первой четверти XIX века. Героини — не абстрактные образы, а живые люди с их недостатками и достоинствами. Несмотря на то что все они типичны, все же каждая из них — это индивидуальность. В этом и заключается заслуга Грибоедова, автора бессмертной комедии «Горе от ума».
   Задание
   1.Просмотреть презентацию.
Образ Софьи в пьесе А.С. Грибоедова « Горе от ума»
https://ppt-online.org/506022
   2. Из предложенных цитат к образу Софьи подберите , на     ваш взгляд, самую уместную.Обоснуйте письменно.
                                   Софья
«Софья начертана неясно …»                                    
                                                                                                          А. С. Пушкин
«Посреди невежд и мерзавцев Софья, рождённая для чувств сильных и, может быть, высоких, делается подобною всем другим и в три года отсутствия Чацкого доходит до последней низости порока».
                                                                                                         К. А. Полевой
                                                                                                  

«Софья Павловна вовсе не так виновна, как кажется. Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намёка на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – всё это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты её круга. В собственной, личной её физиономии прячется в тени что-то своё, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию».  И. А. Гончаров

.3. Выписать из сжатого конспекта опорные фразы.

Тема 2 (16.03)
Образ А.А.Чацкого в пьесе А.С. Грибоедова « Горе от ума»
План 
1Значение образа Чацкого.
2. Одинок ли Чацкий?
3. Чацкий – образ типичный.
4. Задания.

1. Значение образа Чацкого не только в разоблачении старого мира, но и в утверждении новых, декабристских идеалов. У Чацкого они ясно выражены: он требует освобождения закрепощённой личности, уважения к простому народу, развития науки и национальной культуры, свободы мнений, свободного выбора профессий, справедливой оценки человека по его качествам.
2. Одинок ли Чацкий?
С первого взгляда кажется, что Чацкий совершенно одинок. Но если вчитаться в пьесу, можно увидеть, что за Чацким стоят его единомышленники. Кроме двоюродного брата Скалозуба, князя Фёдора и профессоров педагогического института, «упражняющихся» «в расколах и безверьи», к ним относятся и те студенты, которые обучались у этих профессоров.
Итак, круг единомышленников Чацкого шире, чем кажется на первый взгляд.
3. Чацкий – образ типичный. Таких людей, как он, в русской жизни было не так уж много, протестовало меньшинство, но Грибоедов понял, что за такими людьми – будущее, и создал образ передового человека первого периода освободительного движения в России.
                Чацкий в борьбе со старым миром

Что вызывает гнев Чацкого?


Что провозглашает Чацкий?
1
Крепостное право; жестокость помещиков.
1
Гуманность, уважение к простому русскому человеку.
2
Карьеризм, чинопочитание.
2
Службу делу, а не лицам.
3
Невежество.
3
Просвещение.
4
Рабская мораль, безгласие.
4
Свободу мысли и высказываний.
5
Пренебрежение к национальной культуре
5
Уважение к национальным нравам, языку; развитие национальной культуры.
Задание : 1.Посмотреть презентацию "Образ Чацкого в комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума"
https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-literaturi-v-klasse-obraz-chackogo-v-komedii-asgriboedova-gore-ot-uma-509814.html


2.Прочитав опорный конспект, раскройте тему о том, что Грибоедов в своём произведении соединил 2 литературных течения: романтизм и классицизм, в чем это проявляется?
3.Заполнить таблицу. Можно добавить еще самостоятельно выбранные примеры.


Черты романтизма 
Черты   классицизма


3. Выписать из сжатого конспекта опорные фразы.


Тема 1 (12.03)
А.С. Грибоедов.  "Ум и дела его бессмертны"
"Горе от ума". Ключевая тема комедии"

Юмор и сатира в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

                                 План
1.Специфика комедии как жанра.
2.Юмор и сатира в комедии:
А) «двойной» план сцен «Горя от ума»; сочетание драматического и комического.
Б) сатирический пафос в обличении нравов московского барства. Актуальность сатиры.
В) Чацкий как «лицо комическое».
Г) язык пьесы и его роль в создании особой стихии комедийного движения.
3.Задание.

 1. А.С. Грибоедов – автор одного произведения, но столь яркого и удивительного, что вот уже почти два века оно продолжает увлекать читателей и зрителей. Мы смеемся над героями знаменитой пьесы, сочувствуем Чацкому, не устаем следить за комедийной интригой, вновь и вновь поражаемся яркому и образному языку.

2. Грибоедов определил свою пьесу как комедию, а комедия предполагает наличие в основе сюжета комического (то есть смешного) противоречия между персонажами, их взглядами и действиями, юмор и сатира властвуют в ней.
А) Смех пронизывает всю пьесу; говоря словами Гоголя, это своеобразный, положительный герой комедии. Героя, который побеждает мрачную среду, кишащую молчалиными, скалозубами, хрюмиными, тугоуховскими. Сила, ощущаемая в Чацком, разлита по всей пьесе и проявляется как раз в том сокрушительном и очистительном смехе, который воспринимается нами в качестве союзника героя.
Главные события, происходящие в «Горе от ума», по сути своей, безусловно, драматичны, и тем не менее едва ли не каждая сцена пьесы несет двойную смысловую нагрузку: помимо серьезных противоречий в ней обнажается юмористическая сущность.

Б) Грибоедов высмеивает нравы московского барства, высмеивает фамусовские  взгляды на карьеру, тупое солдафонство Скалозуба, подобострастность и бессловесность Молчалина. Острие грибоедовской сатиры направлено против умственного и духовного застоя, против мира, где процветают «знатные негодяи» и подхалимы, отъявленные мошенники и плуты, доносчики и «зловещие старухи», объединенные, как круговой порукой, непримиримой враждой к «свободной жизни». К сожалению, следует признать, что пороки эти не были порождением крепостничества. Сатира Грибоедова носит общечеловеческий характер и актуально сегодня как никогда

В) Главный герой Чацкий – «лицо страдательное», он вступает в непримиримый конфликт с фамусовским обществом, судьба его драматична. Но еще современник драматурга П.А. Вяземский заметил, что Чацкий – «лицо комическое». Он «без памяти влюблен» и поэтому делает глупости. Действительно, Грибоедов не побоялся в ряде случаев поставить героя в комическое положение. Так, недоверчивость Чацкого по поводу любви Софьи к Молчалину смешна, но за подобным изображением героя видно умение Грибоедова создать не риторическую фигуру, а живого человека.

 Г) «Горе от ума» написано разностопным ямбом. Такой размер замечательно передает живые, разговорные интонации. Недаром строки комедии стали пословицами. Пожалуй, нет в русской литературе другого произведения, которое вместило бы в себя такое обилие фраз, искрящих юмором.
НАПРИМЕР : «Ах,  злые языки страшнее пистолета!», «вот то-то невзначай, за вами примечай», «Ах, матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара», «Служить бы рад, прислуживаться тошно», «Свежо предание, а верится с трудом».
В целом вся языковая, стилистическая стихия «Горя от ума» отразила главные особенности речи, а значит, и национального характера русского человека.

3. ЗАДАНИЕ.
1.Прочитать комедию А.С. Грибоедова "Горе от ума".
2. Просмотреть презентацию 

" Горе от ума" - комедия в четырёх действиях в стихах."http://www.myshared.ru/slide/457588/

3. Я привела только несколько примеров цитат, которые стали афоризмами и широко применяются в речи,ПОДБЕРИТЕ И ЗАПИШИТЕ ЕЩЕ ПО 10 ПРИМЕРОВ ЦИТАТ ИЗ КОМЕДИИ, ЧТО  СТАЛИ ПОГОВОРКАМИ ИЛИ АФОРИЗМАМИ И ШИРОКО УПОТРЕБЛЯЮТСЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ И РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ.

4. Выписать из сжатого конспекта опорные фразы.




Комментариев нет:

Отправить комментарий